Этнокультурная игра "Бесермяне"

    Готовимся к игре. И куда на этот раз? В Шамардан, что в Удмуртии, к бесермянам.
    БЕСЕРМЯНЕ? "Впервые слышу"- скажете вы. Этот малочисленный народ говорит на наречии удмуртского языка и относится к угро-финским народам, при этом имеет сильное влияние со стороны тюркоязычного народа-чувашей. Исповедуют православие и имеет элементы исламского происхождения, а также бытуют и древние религиозные представления.
    Существуют две теории о происхождении бесермян, и их спор для того, кто не является специалистом по этногенезу, даже может показаться шуткой.
    Ответ на этот вопрос ученые пытаются найти уже более сотни лет. Сходятся в одном: название "бесермяне" упоминается в русских летописях уже в XIII—XV вв. для обозначения группы людей, поселившихся на Волге, реках Каме и Чепцы, то есть в пределах Волжской Булгарии. Скорее всего, эта группа удмуртов приняла ислам, который был религией этого государства. Это стало их отличием от окружающих удмуртов. Так и появилось название "бусурман" - "мусульманин". Когда Волжская Булгария пала, бесермяне бежали на реку Чепцы и там оказались среди удмуртов северных.
    Скорее всего, тюрки, так повлиявшие на формирование этого народа, были родственниками современных чувашей. Об этом свидетельствуют и некоторые черты сходства культур, и старинное название "чуваш", под которым бесермяне также упоминались в некоторых русских документах. Однако, в отличие от чувашей, их относят именно к финно-угорским народам.
    Народный костюм бесермян также соединил в себе удмуртские и чувашские черты. Например, если удмуртская женщина оденется очень ярко, про нее могут сказать: "Как бесермянка". И действительно, хотя по покрою их наряды схожи, женский праздничный костюм более яркий, украшенный.
    Женский головной убор бесермянок гораздо больше походит на чувашский. В их небольшой шапочке с острым концом, украшенной монетами и бисером, легко опознать родственницу шлемообразных чувашских головных уборов. Даже названия у них схожи: "кашпу" у бесермян и "хушпу" и чувашей. Замужняя женщина под эту шапочку надевала белый платок, а поверх нее – длинный, спускающийся по спине до самого пояса, нарядный платок.
    Мужской костюм почти ничем не отличался от наряда соседей-удмуртов. Позже он испытал влияние и русского костюма.
    Наше небольшое путешествие закончилось, а впереди – этнокультурная игра для команд 9-11 классов по бесермянам.
    Всем хорошего настроения и удачной игры!

Заказать экскурсию